Почему дети и подростки предпочитают виртуальный мир?

  • Редактор Лева
  • 05.06.2020
  • 109

Цифровые устройства повсюду, их доля в нашей жизни будет только расти. Оградить детей от девайсов полностью не получится. Но в наших силах научить их разумно пользоваться ими.

Цифровизация мира началась лишь 10-15 лет назад. Для психологов и родителей это новый опыт. На сегодня нет универсальных рекомендаций, сколько именно времени проводить с гаджетами. С какого возраста можно давать их детям. Ясно только то, что время с цифровыми устройствами нужно ограничивать. Просмотр мультиков и онлайн игры не должны наносить ущерб развитию интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка. 

Общепринятое мнение психологов: до 7 лет электронные девайсы и компьютер детям не нужны вовсе. Их заменяют подвижные и интеллектуальные игры, творческие задания, мягкие игрушки. Зависимость детей от девайсов – выбор родителей. Если они не готовы каждый день играть и заниматься с малышом, гаждет станет ребенку лучшим другом и партнером по играм.

Гаджеты в жизни ребенка: как извлекать из них пользу и минимизировать их вред

  1. Детям постоянно нужны новые впечатления. В силу возрастных особенностей они не могут играть с одним набором для творчества больше 5-10 минут. Гаджет предполагает постоянную смену контента. Значит, со смартфоном в руках не бывает скучно.
  2. Дети маленькие и беззащитные. Виртуальный мир кажется им безопасным. Здесь все «понарошку». Значит, ничего плохого с тобой не произойдет.
  3. В сети малыш может позволить себе быть самим собой. Или быть собой воображаемым. На детской площадке он робкий, стеснительный. А в виртуальном мире смелый и отважный, как робот-трансформер из любимого сериала. 
  4. На сайтах легко устанавливать социальные контакты. Тут же в чате можно найти партнера по играм и обсудить новые аксессуары для виртуальных сражений. Легко поделиться сокровенными мыслями. Ведь нет никакой гарантии встретиться с анонимным собеседником на самом деле.
  5. Виртуальный мир создает иллюзию безграничной свободы. С помощью Google карт можно переместиться в любую страну, найти собеседника в чате на любую тему. Можно списать в Интернете домашнее задание и не напрягаться самому. 

Как виртуальная реальность влияет на детскую психику

Дети и виртуальная реальность — доводы за и противНегативное влияние цифровых устройств на подрастающее поколение проявляется на физическом и психическом уровне. Если ребенок много времени проводит с девайсом, у него ухудшается зрение. За 2 года активного пользования смартфоном оно может упасть на 50%.  

Негативное влияние на психику подростка сводится к следующему:

  • происходит замедление слухо- и зрительно-моторных реакций;
  • растет показатель утомляемости; 
  • снижается работоспособность;
  • ухудшается память; 
  • формируется «клиповое» мышление, когда мир воспринимается как цепочка случайных, не связанных между собой фактов.

Исследования ученых опровергают мнение родителей о том, что благодаря компьютерным играм ребенок быстрее двигается и соображает. Напротив, гаджеты формируют чувство усталости быстрее, чем занятия спортом и физический труд. Психологи и педагоги говорят о проблемах с памятью. Зачем запоминать большой объем информации, если она всегда доступна в Интернете? Также актуализировалась проблема клипового мышления. Так называют неспособность глубоко разбираться в теме, усваивая лишь поверхностную информацию.

Опасность виртуальной реальности и в том, что она наносит урон и социальным отношениям. Подросток привыкает к тому что можно легко прервать общение и не иметь никаких обязательств по отношению к другому человеку. Так закрепляется эгоистичное поведение. Возникает соблазн заводить лишь поверхностные отношения, которые ни к чему не обязывают, вместо настоящей дружбы и любви.

Компьютерные игры в жизни подростка

Раньше незнакомые дети при встрече спрашивали друг друга: «Как тебя зовут?». Теперь могут спросить: «Ты какой игрой увлекаешься – Minecraft, Plants vs zombies, Bakugan?» Игры в подростковом мире стали определённым маркером. Так ребёнку проще найти себе единомышленников.

Полностью оградить свое чадо от компьютера, заблокировать аккаунты в соцсетях – не вариант. 95% детей играют в онлайн игры и общаются в Интернете даже с одноклассниками. Если подросток не дружит с техникой, не имеет аккаунта в Facebook или Viber, он становится изгоем, ему труднее устанавливать социальные связи с одногодками. Но любое увеличение можно превратить в плюс, если поставить жесткие рамки. 

Обратите внимание! Современные планшеты и телефоны позволяют родителям настроить родительский контроль, заблокировать нежелательные сайты. На любом цифровом устройстве можно создать отдельную учетную запись и наложить на неё ограничения по времени и контенту. 

Интернет не должен стать альтернативой реальной жизни

У ребёнка формируется зависимость от сети, если ему некомфортно в реальном мире. К этому может привести:

  • неуверенность в себе (в сети скрыть свои недостатки проще, чем при личном общении);
  • отсутствие друзей и хобби в реальном мире;
  • недостаток любви и понимания в семье.

Тяга к гаджетам особенно актуальна в подростковом возрасте, когда начинается кризис становление личности. Взросление предполагает осознание противоречий между своими желаниями и возможностями. Именно в этот период подростку легче уйти в виртуальную реальность, где все предсказуемо и контролируемо, чем отстаивать право быть самим собой в настоящем мире.

Опасности Интернета – реальные и воображаемые

Почему дети и подростки предпочитают виртуальный мир?Увлечение компьютерными играми – не самое страшное, что может произойти с ребёнком в Интернете. Дети доверчивы. Им трудно предположить, что за анонимным собеседником скрывается мошенник, выведывающий личную информацию. А жестокая сцена в фильме может вызвать невроз. Да и само общение в сети крадёт много времени. Ребенку кажется так важно поставить лайк, ответить на сообщение. Уроки остаются невыученными. 

Важно понимать, что прямой запрет на Интернет не решит проблему. Родителям необходимо предложить альтернативу. Это может быть:

Важно! Лучший способ оградить ребенка от пагубного влияния Интернета – проводить с ним больше времени офлайн. Если маленький член семьи интересен своим родителям, одноклассникам, друзьям, виртуальная реальность будет для него лишь дополнением к настоящей жизни.  

Похожие статьи

Путешествуем по вселенной Marvel — хронология и игрушки

Путешествуем по вселенной Marvel — хронология и игрушки

Вселенная «Марвел» – масштабный, зрелищный проект...
05.06.2020
Какие игры необходимы дошкольнику — влияние игр на развитие ребенка

Какие игры необходимы дошкольнику — влияние игр на развитие ребенка

Мы покупаем ребенку много игрушек. Задумываемся ли..
05.06.2020
Эко-игрушки для детей: с заботой об экологии

Эко-игрушки для детей: с заботой об экологии

Забота об экологии – тренд последнего десятилетия ..
05.06.2020
Как выучить язык с помощью игрушек?

Как выучить язык с помощью игрушек?

Дети – прирожденные лингвисты. В возрасте до 3-х л..
05.06.2020
С оптимизмом в будущее — как воспитать ребенка оптимистом?

С оптимизмом в будущее — как воспитать ребенка оптимистом?

Родители мечтают, чтобы малыш был успешным и востр..
05.06.2020
Детские капризы — как разобраться в их причинах

Детские капризы — как разобраться в их причинах

Нервная система у детей – не такая устойчивая, как..
05.06.2020