Разнообразие современных игрушек для детей: новые нескучные детские игрушки и их особенности

  • Редактор Лева
  • 04.02.2021
  • 104

Игрушка является средством идентификации ребенка в мире. Феномен возникновения игрушки, как особого орудия познания мира многими исследователями связывается с процессом развития человечества. Ребенок через игровой предмет моделирует жизненную ситуацию, погружается в нее, идентифицирует себя с тем или иным явлением. Он получает возможность через «присвоенное» средство перенести себя в точку формирования социальной компетентности. Сделать это неоднократно и в разных вариациях. Именно через игру маленький человек реализует свою потребность изучения и понимания окружающей действительности, самореализации в ней.

Игрушка становится продуктивным средством, только когда она активно используется в игровой деятельности. Мягкий и пушистый зайка, как элемент коллекции, совершенно бесполезен для ребенка. Но зайчик, которого можно покатать в коляске, угостить конфетой или уложить в кроватку – это уже член семьи или даже лучший друг.

В качестве игрушек ребенок способен использовать практически все. Специалисты условно классифицируют игровые предметы следующим образом:

  • Специально созданные копии предметов из жизни (звери, куклы, солдатики и т.п.);
  • Самостоятельные предметы, созданные непосредственно для игр (пирамидки, скакалки, мячи);
  • Реальные предметы, которые ребенок использует как игровые (коробочки от чая, молоток, самокат).

Многие исследователи детской психологии считают, что в отдельную группу следует выделить современные компьютерные развлечения в качестве средства детской идентичности в виртуальной реальности.

Игрушка - инструмент формирования личности

Игровая активность формирует новообразования, делающие дошкольника более общительным и открытым к социализации. Но не все игрушки одинаково развивают малыша.

Самыми полезными с этой точки зрения следует считать игры, обеспечивающие возможность моделирования множества сценариев с активным эмоциональным включением. В этом плане всевозможные игровые наборы, сортеры, лабиринты-головоломки, конструкторы «Лего» подходят очень хорошо. Комплектация этих забав такова, что юный творец может создавать и оживлять любой придуманный или реальный мир, активно проживать в нем, развиваясь умственно, эмоционально, а порой и физически. Детская фантазия ведет игру своим путем, формируя пытливость ума, здоровое любопытство, креативность мышления.

Играя, дошкольник осваивает социальные нормы поведения. В связи с этим психологи задались вопросом, как игрушки влияют на формирование агрессивности детей. Установить прямую зависимость интенсивности агрессивного поведения от использования агрессивных игрушек пока не удалось. Не все ребята-обладатели большого числа игрушечного оружия и армий солдатиков или воплощенных персонажей «стрелялок» проявляют враждебность к окружающим. Поэтому исследователи пришли к вводу, что современные воинственные игрушки должны быть в арсенале нынешних мальчишек. Они дадут возможность взрослеющему человеку самоутвердиться в нашем непростом мире.

Игрушка в культуре разных народов

Ребенок способен присваивать функции игрушки любому предмету. Дети, живущие в странах с низким прожиточным уровнем, так же увлеченно играют, как и ребята в странах с лучшими условиями проживания. Скорлупа кокоса или панцирь черепахи для африканских ребятишек ничуть не менее ценны в игровом плане, чем высокотехнологичные забавы американских и европейских детей. И те, и другие формируют креативность мышления, социальную активность и различные навыки. А игрушки, которые потребовали от ребенка определенной переделки предмета или полностью изготовленные самостоятельно (куколки из лоскутов, резные фигурки из кости и дерева, предметы из кожи или кусочков растений), дополнительно несут информационную нагрузку, сохраняя традиции конкретного народа, элементы его культуры и искусства.

Игрушки, сделанные своими руками, сейчас практически вытесняются теми, что произведены промышленностью. Рынок активно влияет на предметы игровой деятельности. При этом отмечено, что игровой арсенал игрушек для мальчиков пополнился новыми, современными экземплярами. Так, мальчишек активно увлек неокуб, а девочки в восторге от нейроскакалки со светодиодной подсветкой.

Всесторонние общественные преобразования не могут не влиять на игрушки. Социальные изменения в разных странах в течение веков вели к изменению игрушек, которые позволяли ребятишкам отражать в своем детском мире окружающую обстановку и общественные процессы. Бизиборды, волчки, вотчкары, новые бейблейды привлекают детишек своим ярким видом и функциональностью. Герои и персонажи современных мультфильмов украшают каждый второй школьный рюкзак. Популярные современные игрушки Сиреноголовый и Картун Кэт тоже в наличии.

Современная индустрия игрушек

Развитие игрушечной промышленности породило совсем не игрушечные споры. К формированию игрового круга присоединились магнитные и электронные конструкторы, 3Д ручки, слаймы, роботы-трансформеры.

Традиционные народные игрушки сейчас также активно продвигаются, детям дарят коллекции матрешек. Индивидуальность, духовность, частичка национального самосознания, веками наполнявшие игрушки, не должны вытеснятся маркетинговыми находками:

  • Активным обыгрыванием брендов персонажей мультиков, комиксов, интерактивных игр;
  • Сериями типовых фигурок, типа героев Brawl Stars;
  • Всевозможными интерактивными игрушками.

Подача готовых, усредненных игровых экземпляров, ориентированных на сиюминутный всплеск эмоций, на развлечение, а не на познание и самоопределение в жизни не способствует развитию и социализации растущего человека в обществе.

Современная монополизация рынка игрушек привела к унификации игровых предметов по всему миру. Куклы Барби и Кен со всеми аксессуарами и готовыми домами, конструкторы «Лего», роботы и машинки с дистанционным управлением – все эти предметы заполняют полки игрушечных магазинов в разных странах. То же самое касаемо игрушек Киберпанк и Ворд оф Танкс.

С предлагаемым набором игр и игрушек дети лишаются возможности конструктивно и продуктивно играть. Это явление не может не тревожить разумно мыслящих взрослых людей. Покупателей отвлекают, уводят от традиционных пирамидок, сортеров, куколок и кубиков в красочный чужеродный мир брендов. Навязывая при этом стереотип поведения, соответствующий каждой растиражированной игрушке. Продуманная функция игрушки сказывается на формировании личности.

Современные игрушки: сущность и предназначение

Наполненность игрушечного мира в последние годы изменилась. В игровые уголки переселились персонажи фильмов и компьютерных игр. С одной стороны, исследования показывают, что в ролевые игры вносится новое содержание, которое по-прежнему работает на формирование креативного мышления, фантазии, сопереживания. С другой стороны, излишнее увлечение гаджетами с виртуальной средой наносит непоправимый вред здоровью ребенка, отрывает его от реальной жизни, заставляет забыть об увлекательной реальной игре и верных друзьях-игрушках.

Ситуация такова, что заманивая ребенка в виртуальный мир, медиа-индустрия лишает его возможности приспособиться к трудностям реальной жизни. Дошкольник, играющий с Томом в мобильном телефоне лишается тактильных, сенсорных ощущений, у него не формируется практический опыт межличностного общения. Тревога работников детских садов вполне обоснована. Традиционную игрушку нельзя выводить из детской жизни. Нужно лишь скорректировать критерии оценки игрушки с точки зрения ее полезности для развития и безопасности для здоровья.

Проверенный многими десятилетиями опыт воспитателей гласит:

  • В оперативном игровом пользовании у ребенка должно быть небольшое количество качественных игрушек. Их состав должен периодически меняться;
  • Игрушка не должна быть излишне сложной или детализированной до мелочей. Нужно оставлять простор для фантазии малыша;
  • Самая хорошая игрушка – сделанная своими руками с помощью взрослых.

Массовое производство игрушек заставляет при оценке игрушек обращать внимание на следующие критерии:

  • Безопасность, качество материала;
  • Привлекательный для ребенка внешний вид;
  • Мотивирующая направленность;
  • Эмоциональная близость малышу.

 При этом следует помнить о разнице в восприятии игрушки взрослыми и детьми. Тем более, что четких измерителей для некоторых критериев не существует. В каждом возрасте свои особенности выбора игрушки.

 Замыкая круг…

Игрушка – непременный спутник любого детского возраста. Неверно было бы воспринимать ее только как предмет для развлечения. Через игрушку и игру с ней дети развиваются умственно, эмоционально, физически. Они переживают жизненные ситуации, учатся управлять своими действиями.

Сюжетно-ролевые игры, в которых мальчик или девочка следуют определенным правилам, обогащают их внутренний мир. Игрушка при становится лучшим другом. Ребенок волен поделиться с нею радостями и неудачами, рассказать об обидах и маленьких победах.

Для получения значимого воспитательного эффекта необходим разумный подход взрослых к организации игровой деятельности. В детском саду и дома у детей должна быть возможность создавать свои игровые уголки. В этом организованном пространстве ребята будут моделировать свои миры, учиться целостному познанию жизни. Активные творческие действия в игровой зоне сформируют правила поведения во взрослой жизни, научат принимать социальные условности, соблюдать правила. Чем активнее дошкольник будет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, тем увереннее он будет чувствовать себя в объективной реальности. Являясь отражением мира, игра и игрушки формируют современного человека, учат его жить в обществе. Опыт, полученный в игре – это бесценный жизненный багаж.

Похожие статьи